24 МАЯ 2013 ГОДА
Рабочий день участников автопробега 24 мая 2013 года начался с Протокольной встречи и знакомства руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта с Врио Губернатора Хабаровского края Вячеславом Ивановичем Шпортом. Во встрече также приняли участие генеральный директор Ассоциации «РАДОР» И.Старыгин, заместители руководителя Росавтодора А.Костюк и И.Алафинов, заместитель Председателя Правительства Хабаровского края министр промышленности и транспорта В.Быченко, начальник ГКУ «Хабаровскупрдор» З.Грузнов.
В ходе встречи стороны обсудили вопросы развития дорожной инфраструктуры Хабаровского края и строительства новых дорожных объектов на территории региона.
Вячеслав Шпорт отметил, что одним из наиболее острых вопросов остается реконструкция федеральной трассы М-60 Хабаровск-Владивосток: «Там есть определенные сдвиги по срокам работ, что связано с отведением земли. Этот вопрос решаем, но подрядчикам нужно еще и заниматься тем, чтобы даже во время ремонта обеспечить нашим автомобилистам комфортный проезд. В целом же, мы совместно работаем, чтобы максимально ускорить темпы реконструкции трассы на участке в крае», - отметил Врио Губернатора.
Вячеслав Шпорт от имени хабаровчан поприветствовал участников автопробега на заседании первого из 9 запланированных в рамках автопробега Круглых столов, состоявшемся в Доме правительства Хабаровского края. Основным вопросом заседания стало обсуждение роли дорожных фондов в финансировании дорожной отрасли и перспективах ее развития.
О перспективах развития автодорог в России и задачах, стоящих перед ФДА, рассказал руководитель Росавтодора Роман Старовойт. По его словам, еще совсем недавно автопробеги на российских дорогах использовались в основном для демонстрации выносливости отечественных автомобилей, способных преодолевать бездорожье. В настоящее время ситуация меняется. Автопробеги становятся одним из важных инструментов взаимодействия дорожников, автомобилистов, органов власти, СМИ. Участие в автопробегах, совместно с дорожниками, представителей средств массовой информации и объединений пользователей дорог позволяет сформировать общую конструктивную позицию в отношении направлений развития дорожной сети, обеспечить единое понимание не только необходимых, но и объективно возможных мер по совершенствованию автодорог. Автопробег позволяет не только оценить состояние маршрутов, качество выполняемых дорожных работ, но и определить узкие места. Он является площадкой для диалога заинтересованных сторон, что называется, «с выездом на место работ», подчеркнул Роман Старовойт.
Выбор маршрута этого пробега Владивосток – Москва не случаен. Он не только проходит по наиболее протяженному транспортному коридору Восток - Запад. Он расположен практически во всех дорожно-климатических зонах, в самых различных природных условиях. Глава Росавтодора выразил надежду, что выбранный маршрут автопробега позволит лучше и нагляднее понять масштабы и разнообразие задач в области развития автодорожной инфраструктуры не только в регионах его прохождения, но и в других территориях, далеких от мест автопробега,- на всей территории страны.
В 2013 году на федеральных дорогах планируется завершить капитальный ремонт и ремонт участков общей протяженностью 9 тыс. км. Это почти в 1,6 раза превышает объемы дорожно-эксплуатационных работ 2012 года. Для повышения долговечности дорожных конструкций и оптимизации затрат на последующие ремонт и содержание дорог намечено существенно повысить качество работ по капитальному ремонту. За период 2013-2014 годов протяженность вводимых после капитального ремонта участков федеральных дорог предусматривается довести до 3200 км, что почти в 2,5 раза превышает объемы капитального ремонта за предшествующий период 2011–2012 годов.
Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию поручил обеспечить в ближайшее десятилетие увеличение объемов строительства автомобильных дорог в два раза по сравнению с периодом 2003-2012 годов. Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в редакции, утвержденной постановлением № 401 Правительства РФ от 5 мая 2013 года, предусмотрено обеспечить в 2013-2020 годах строительство и реконструкцию 7,4 тыс. километров федеральных дорог. Это дает хорошую основу для исполнения поручения Президента РФ.
Что касается региональных и местных дорог, то, по словам руководства ФДА, для исполнения поручения необходимо решение как вопросов, связанных с потребностью в дополнительном финансировании, так и в части координации работы субъектов РФ и муниципальных образований. По оценке заместителя руководителя Росавтодора И.Алафинова для решения задачи удвоения ввода в эксплуатацию региональных и местных дорог (а это почти 41 тысяча км дорог) дополнительная потребность в финансировании их строительства и реконструкции на период 2013-2022 годов составляет 932 млрд рублей.
Для решения перечисленных задач высокую актуальность приобретает согласованность при планировании и выполнении дорожных работ федеральных и региональных органов управления дорожным хозяйством. Необходим активный поиск новых решений в области инновационной деятельности, при этом внимание должно уделяться как традиционной сфере, разработке и применению новых эффективных технологий дорожных работ, материалов, конструкций, - так и другим аспектам дорожной деятельности, включая управление, планирование, подбор кадров, имущественный комплекс, совершенствование практики правоприменения и т.д.
Важнейшей же темой по прежнему остается вопрос совершенствования финансовых механизмов в отрасли. Об этом в своих выступлениях говорили и заместитель руководителя Росавтодора И.Алафинов и Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» И.Старыгин.
Необходимо принять за основу, что законодательство о дорожных фондах, закрепляя за дорожным хозяйством источники финансирования, одновременно закрепляет и ответственность за результаты деятельности дорожной отрасли. Механизм дорожных фондов предоставляет существенные возможности и мотивации для применения неналоговых средств. В законодательстве субъектов РФ указываются 32 таких источника и их необходимо задействовать их в полной мере.
Вместе с тем, двухлетняя практика применения механизма дорожных практика показала необходимость доработки ряда положений, в связи с чем Федеральное дорожное агентство и Ассоциация «РАДОР» на основе анализа и мониторинга ситуации в субъектах РФ и при поддержке профильного комитета Госдумы, (что и было подтверждено заместителем председателя Комитета по транспорту Государственной Думы С.Теном), готовят 7 поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, а также ведут напряженную работу с Правительством в части компенсации выпадающих доходов дорожных фондов из-за корректировки акцизов на высококачественные виды топлива.
По итогам круглого стола состоялась пресс-конференция участников автопробега с представителями СМИ. Тем же вечером участники автопробега смогли и прогуляться по Хабаровску и совершить небольшую экскурсионную прогулку на теплоходе "Таежный" по реке Амур.